пятница, 15 июля 2011 г.

Никколо Паганини - виртуоз

Никколо Паганини
Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в Генуе (Италия).

Генуя на карте Италии
Акт о рождении и крещении Н. Паганини (Из книги записей церкви Санта-Кроче и Сан-Сальваторе в Генуе)
Он был третьим ребёнком в семье Антонио Паганини (1757—1817) и Терезы Боччардо, имевших шестерых детей. Его отец был одно время грузчиком, позднее имел в порту лавку, а при переписи населения Генуи, выполненной по приказу Наполеона, назван «держателем мандолин».

Дом в Генуе, где родился и рос Никколо
Мать Никколо - Тереза - рассказывала, что он родился очень маленьким и в детстве много болел. Однажды во сне она увидела ангела, который сообщил ей, что ее сына ждет великое будущее и что он станет известнейшим музыкантом.

В пять лет отец, заметив способности сына, начал учить его музыке. Сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке.
"Урок музыки" (Eduard Charlemont)
С малолетства отец заставляет Никколо по много часов подряд играть на скрипке. Он даже запирает ребенка в темном сарае, чтобы тот не сбежал от занятий. Антонио Паганини, не сомневаясь в правдивости сна своей жены, мечтает сделать из младшего сына великого скрипача, тем более, что старший сын не радует отца успехами на этом поприще. В итоге постоянные занятия окончательно подрывают и без того неважное здоровье Никколо, и периоды неустанной игры на скрипке чередуются теперь с болезнями. Многочасовые занятия доводят ребенка до каталепсии – состояния между жизнью и смертью. Никколо не подает признаков жизни, и родители собираются его похоронить, но внезапно мальчик пошевелился в гробу.

Как только Никколо подрос, к нему начинают приглашать учителей. Первым становится генуэзский скрипач и композитор Франческо Ньекко.
Слава о необычайно одаренном мальчике разносится по городу. Заниматься с Николо раз в неделю начинает первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста.

В 1794 году  Никколо Паганини дает свой первый концерт. Мальчик попадает в круг профессиональных музыкантов, он восхищается ими, а они им. Аристократ, маркиз Джанкарло ди Негро, берет на себя заботы о мальчике и его образовании.
Джанкарло Ди Негро (Giuseppe Longhi, 1822)
1797 год – восьмилетний Николо Паганини сочиняет свое первое музыкальное произведение – скрипичную сонату (не сохранилось). Сразу за ней последовали еще несколько вариаций.

В том же году юный музыка со своим отцом предпринял первое концертное путешествие по Ломбардии. Известность его как выдающегося скрипача росла необычайно.
Первый триумф Никколо (А.Гати)
Благодаря маркизу ди Негро Николо продолжает образование. Теперь он занимается с виолончелистом Гаспаро Гиретти. Новый учитель заставляет своего воспитанника сочинять музыку без инструмента, руководствуясь лишь внутренним слухом. На небольшой период Паганини сочиняет 24 фуги для фортепьяно в четыре руки, два скрипичных концерта и несколько пьес (ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени).

В начале 1800-хх Паганини начинает гастролировать по стране. Сначала Николо выступает в Парме, и выступления проходят с огромным триумфом. После Пармы молодой человек получает приглашение выступить при дворе герцога Фердинанда Бурбонского.
Фердинанд Паэр Бурбонский
Отец Никколо понимает, что наконец-то пришла пора зарабатывать на таланте сына деньги и берет на себя организацию гастролей по всей Северной Италии. Паганини с большим успехом выступает во Флоренции, в Пизе, Болонье, Ливорно, Милане. Но активная гастрольная деятельность не отменяет учебы и продолжения занятий, и Николо под руководством отца продолжает обучение игре на скрипке.

В этот период Николо Паганини сочиняет свои, наверное, самые известные 24 каприза для скрипки.


Однако зависимость от сурового отца начинает все более тяготить подросшего сына, и он использует первую же возможность, чтобы избавиться от нее. В городе Лукке ему предлагают место первого скрипача, и он тут же соглашается.
Город Лукка на карте Италии
Вид на город с одной из башен
В Лукке Паганини вскоре поручают руководство городским оркестром. При этом не запрещают вести концертную деятельность, и Николо выступает в соседних городах.
В это время у музыканта появляется муза - «синьора Диде» и именно в это время Никколо напишет 12 сонат для скрипки и гитары.

В 1804 году Паганини возвращается в Геную, где снова занимается только сочинением и не выступает. Через год он возвращается в Лукке, получив должность камерного пианиста и дирижера оркестра.

В Лукке Никколо влюбляется в Элизу, сестру Наполеона и жену правителя герцогства - Феличе Бачокки.
Элиза Бонапарт-Бачокке
Именно Элизе он посвятил посвящается «Любовную сцену», написанную для струн «ми» и «ля». В ответ капризная княгиня требует сочинения для одной струны. Паганини «принимает вызов» и через несколько недель появляется соната «Наполеон» для струны «соль». И в первом, и во втором случае остальные струны со скрипки во время исполнения снимаются.

25 августа 1805 года Паганини с огромным успехом исполнил сонату «Наполеон» на придворном концерте.
В этот же период Паганини завершает «Большой скрипичный концерт» ми-минор.

В 1808 году Николо устает от отношений с Элизой, герцогским двором, светом. Он активно гастролирует, стараясь пореже возвращаться в Лукку. Но именно в этом году Элиза становится владелицей Тосканского герцогства со столицей во Флоренции.
Ее Императорское Высочество, Великая герцогиня Тосканская, княгиня Луккская и Пьомбинская, Элиза (Marie-Guillemine Benoist)
Она дает бал за балом, и здесь уже никак нельзя обойтись без ее возлюбленного музыканта, так что еще 4 года Николо Паганини прослужит во Флоренции.

Откуда в 1812 году он практически "сбежит" в Милан, где станет регулярным зрителем театра "Ла Скалла".
Театр Ла-Скалла (19 век)
Театр Ла-Скалла (21 век)
Летом 1813 года в «Ла Скале» Николо посмотрит балет Зюсмайера «Свадьба Беневенто».
Франц-Ксавер Зюсмайер
Особое впечатление на музыканта производит танец ведьм. В тот же вечер Паганини принимается за работу, и через несколько месяцев в той же «Ла Скале» представляет свои Вариации для скрипки с оркестром на тему этого танца. Так как композитор задействовал в своей музыке никем не используемые ранее выразительные скрипичные средства, успех был феерическим.


 

В конце 1814 Паганини приезжает с концертами в Геную. На родине он знакомится с дочерью местного портного Анджелиной Каванной. Между ними вспыхивает сильное чувство, и Никколо продолжает свои концертные путешествия уже не один. Вскоре выясняется, что Анджелина беременна. Паганини, опасаясь скандала, отправляет девушку к своим родственникам, живущим недалеко от Генуи. Однако скандала не миновать. Анджелину находит отец и тут же подает на музыканта в суд за похищение и изнасилование его дочери. Дочь рожает ребенка, но тот вскоре умирает. Дело получает широкую огласку, и общество отворачивается от Паганини. Суд приговаривает его к штрафу в размере трех тысяч лир в пользу Анджелины.
Судебный процесс срывает гастроли Никколо в Европе, для которых уже написан новый концерт Ре-мажор.

В конце 1816 году Паганини едет выступать в Венецию. Здесь он знакомится с певицей хора Антонией Бьянки.
Антония Бьянки
Композитор берется обучать девушку пению и в результате увозит ее с собой.
1818 год Паганини проводит в Риме и Неаполе.
Карета, в которой Паганини путешествовал по Европе
В начале 1820-хх Паганини, наконец-то, собирает для издания свои 24 каприза.

11 октября 1821 года состояось последнее выступление музыканта в Неаполе.

Конец 1821 года – состояние здоровья Никколо резко ухудшается. У него ревматизм, кашель, туберкулез, лихорадка… Музыкант вызывает к себе мать и вместе они переезжают в Павию, к одному из лучших докторов того времени Сиро Борда. По Италии ходят слухи, что композитор скончался. Более или менее обретя здоровье, Паганини не играет – у него слабы руки. Музыкант преподает игру на скрипке маленькому сыну одного из купцов Генуи.

Апрель 1824 года – снова концерты, сначала в Милане, после чего в Павии и в Генуе. Паганини почти здоров, но от мучительного кашля ему не удастся избавиться на протяжении всей жизни.
Этот же период – связь Паганини и Антонии Бьянки (ставшей к тому времени известной певицей) возобновляется. У них рождается сын Акилле (Ахилл).
Акилле Паганини в молодости
В период с 1824 по 1828 годы Паганини сочиняет «Военную сонату», «Польские вариации» и три скрипичных концерта.
Centone di Sonate, 1828
1828 – 1836 годы – последний концертный тур Паганини. Сначала он отправляется в Вену вместе с Антонией и сыном. В Вене Николо сочиняет «Вариации на австрийский гимн» и задумывает «Венецианский карнавал».
Концерт Паганини в Вене (с карикатуры И. Лизера)
После Вены музыканта отправляется в Германию. Весной 1830 года Паганини покупает себе титул барона Вестфальского. Николо делает это ради сына, так как титул перейдет ему по наследству. После этого события Паганини отдыхает от концертов в течение полугода. Он завершает "Четвертый концерт", почти заканчивает Пятый, сочиняет «Любовную галантную сонату».

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. Состояние музыканта ухудшается.

В октябре 1839 года Паганини, в чрезвычайно нервном состоянии, в страшных болезнях, последний раз приезжает в родную Геную к семье.

Последние же месяцы своей жизни Паганини не выходил из помещения, у него постоянно болели ноги, а многочисленные болезни уже не поддавались лечению. Он оказался настолько истощен, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал ее струны пальцами.
Последние слова, написанные Паганини
Никколо Паганини скончался в Ницце 27 мая 1840 года.
Дом в Ницце, где умер Паганини
Паганини на смертном одре 
Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала предположение в его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу 19 столетия.

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, сочинения для исполнения на четвертой струне, посвященная княгине Элизе Бачокки «Любовная сцена» на первой и второй струнах — всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью. Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари, Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.
Il Cannone Guarnerius (любимая скрипка Паганини)

Комментариев нет:

Отправить комментарий